?

Log in

No account? Create an account

[icon] О политической экономии "национального языка" в Беларуси - Социология в Беларуси — ЖЖ
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.

Tags:,
Security:
Subject:О политической экономии "национального языка" в Беларуси
Time:04:42 pm

© Гапова Е.И. О политической экономии "национального языка" в Беларуси [Электронный ресурс] // Ab Imperio (Исследования по новой имперской истории и национализму на постсоветском пространстве). - Электрон. версия журнала. - 2005. - № 3. - Режим доступа (на 18.03.2007): 1) http://abimperio.net/scgi-bin/aishow.pl?state=showa&idart=1380&idlang=2&Code=; 2) http://abimperio.net/scgi-bin/aishow.pl?state=showa&idart=1382&idlang=2&Code=, требуется аутентификация. - Загл. с экрана.

Статья в коммьюнити [info]Социология в Беларуси публикуются с разрешения автора.





ГАПОВА Елена Ильинична, директор Центра гендерных исследований EHU-International.
LJ-user: pigbig





Елена Гапова

О политической экономии "национального языка" в Беларуси


В мае 2001 г. еженедельная белорусская газета "Наша нiва" опубликовала специальную подборку, посвященную проблеме белорусского языка или, вернее, проблеме с белорусским языком. Этот факт значителен тем, что, по сути дела, под сомнение ставился сам raison d'etre газеты, а вместе с этим и того национального проекта, воплощением которого она является. Воссозданная в 1991 г., газета задумывалась как духовное продолжение первой "Нашай нiвы", что издавалась белорусскими интеллектуалами в Вильно после Первой русской революции, когда запрет на белорусский язык был фактически снят. Создатели той газеты, упоминаемой ныне во всех учебниках белорусской истории и литературы и печатавшейся попеременно кириллицей и латинкой, видели ее средством пробуждения "свядомасцi" (самосознания) угнетенного народа. Газета легитимировала "мужицкое наречие" как язык культуры: многие программные стихи национального гения Янки Купалы и других авторов возрождения рубежа веков впервые были опубликованы именно там. Новая "НН" была призвана сыграть ту же культурную роль в консолидации постсоветской белорусской нации, что и ее предшественница, заговорив с ней на том же языке и желательно - в рамках приблизительно того же орфографического канона... Ныне тираж новой "НН" составляет три тысячи экземпляров, частично вследствие политики властей по отношению к независимым изданиям [1].
Непосредственным поводом для специального выпуска послужила озабоченность тем фактом, что белорусский язык после всплеска интереса к нему в конце 1980-х не только не обрел социальной базы среди населения, но выходит из употребления даже в кругах оппозиции, которая со времени перестройки стала оплотом того, что многие считают "национальным чувством":
Заметная тенденция последних лет в Минске - акции оппозиции, проходящие на русском языке... Много чего можно было прогнозировать в 1995, но только не то, что борьба за демократическое будущее будет вестись почти исключительно по-русски... (здесь и далее перевод мой - Е.Г.) [2].
Очевидно, что "национальный язык" более не является тем демократическим символом и средством социальной мобилизации, каким он был во время перестройки и сразу после нее, и в этой статье я предполагаю рассмотреть историю его "взлета и падения" за последние приблизительно 20 лет. Меня интересует возникновение языкового дискурса как "символического продукта" в контексте политической семантики борьбы "за нашу и вашу свободу" и его последующее превращение в корпоративный проект, связанный с интересами и деятельностью постсоветских интеллектуалов. Эту эволюцию я рассматриваю как проявление некоторых социальных процессов, общих для всего постсоветского пространства и связанных с продвижением глобального капитализма. Предыстория белорусской языковой ситуации представлена в тексте только в той мере, в какой это необходимо для общего понимания. В своих рассуждениях я буду опираться на несколько источников: прежде всего на дискуссии относительно национального языка (в противовес русскому) в белорусских СМИ со второй половины 1980-х гг. и до последнего времени; на материалы общественных групп и движений (листовки, постановления), а также на языковые дискуссии, идущие в виртуальном пространстве Беларуси, где возможности публиковать подобные материалы ограничены, и некоторые издания (в том числе книги) доступны только в интернете. В совокупности эти "высказывания" являются элементами одной дискурсивной формации (термин М. Фуко), анализ которой помогает понять социальную природу языкового "беспокойства". Реконструируя групповые интересы сторонников и противников белорусского языка, я обращаю внимание не только на то, что говорится, но и, используя формулу Эдварда Саида, "как это говорится, кем, где и для кого" [3].
Я начну, однако, со свидетельств, которые принято называть "анекдотическими", но так как анекдот является частью культуры, их можно именовать культурными. Проблематичность подобных свидетельств состоит в том, что рассказчица выступает непосредственной участницей социальной жизни, и это - теоретически - ведет к нарушению объективности, якобы присущей научному исследованию. Однако то, как участники языковой ситуации, находясь "внутри", воспринимают или помнят ее, важно само по себе и может даже составлять предмет специального исследования.


См. продолжение


free counters
comments: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


franz_josef
Link:(Link)
Time:2006-04-07 05:26 pm
Интересный журнал. А вот сайт несколько бардачно устроен. Честно говоря, так и не просек, можно ли на журнал подписаться за пределами СНГ, как это сделать и возможен ли (без подписки) доступ к тем или иным статьям (там при клике на ссылку все время предлагают логиниться, но где и как регистрироваться - я, признаться, опять-таки не понял). Не поможете ли? Спасибо.
(Ответить) (Thread)


pigbig
Subject:Ab Imperio
Link:(Link)
Time:2006-04-07 07:51 pm
Надо написать редакткорам (там есть контакт), они присылают логин и пароль - тогда можно читать все тексты. Пароль присылают быстро, но вот о том, что надо его запросить, действительно, нигде не написано.
(Ответить) (Parent) (Thread)


franz_josef
Link:(Link)
Time:2006-04-08 07:18 pm
Ага, большое спасибо.
(Ответить) (Parent) (Thread)


franz_josef
Link:(Link)
Time:2006-04-08 07:25 pm
Кстати, эта Ваша статья также крайне любопытна, прочел с большим удовольствием. Конечно, не могу полностью согласиться с Вашей, на мой взгляд, чрезмерно марксистской по духу трактовкой феномена национализма в постсоветских условиях. Несомненно, Вы правы в том, что касается использования концепта нации разными социальными группами (или даже "классами") в своих экономических и политических интересах, тем не менее, как мне представляется, возникнув, фантом нации (а я вслед за Б.Андерсоном обычно трактую нацию как "воображаемое сообщество") начинает жить своей жизнью и, в свою очередь, определять интересы тех или иных социальных групп - точнее, понимание и толкование ими этих интересов. Это, конечно, гипотеза, не более, но, мне кажется, она подтверждается многими историческими фактами.
(Ответить) (Parent) (Thread)


pigbig
Link:(Link)
Time:2006-04-11 03:35 am
Мне кажется, Ваше Величество, что неприятие марксизма - это у вас классовое... Я не уверена, что наброски социальной стратификации в этом тексте можно отнести к марксизму. Возможно, к постмарксизму, но и это врядли. Выделение больших групп на основании их места на рынке, способов получения дохода (и, соответственно, интересов) и проживания жизни - это ведь сейчас общее место социальной теории как науки. Классы (что бы под ними ни понималось) "есть" - потому что это некоторый общепринятый способ описания общества.
Я согласна, что "нации" (что бы мы под ними ни понимали) живут своей жизнью - Вам ли, Габсбургу, этого не знать. Но если оглянуться на те "национальные группы" в Вашей Австро-Венгрии, те "поздние нации", из которых получились отдельные государства Центральной Европы после Первой мировой войны, то процессы формирования "национальной буржуазии" (в кавычках, потому что это сложные группы были), а также национальной интеллигенции и т.д., т.е. процессы "классовые", там очевидны. Прговаривая себя, нации редко (или никогда) не думают, что вот, у нас тут классообразование идет (в одну или другую сторону). Но оно же идет, тем не менее.
(Ответить) (Parent) (Thread)


franz_josef
Link:(Link)
Time:2006-04-11 04:21 pm
С этим я и не спорю. Но вот логика формирования наций (точнее, представлений о нациях) не всегда, как мне кажется, совпадает с логикой формирования таких социальных групп, как классы. Скажем, венгерский национализм сформировался на базе социальной группы, которая существовала еще со средних веков - мелкой шляхты, gentry. Роль этой же группы в формировании польского и белорусского национализма "первой волны" Вам, я думаю, и без меня хорошо известна. У чехов - да, был более "классический" вариант: национализм развивался параллельно с подъемом национальной буржуазии и тесно связанной с нею интеллигенции. (Принято считать, что это происходило во многом потому, что у чехов после 17 века была не своя, а "пришлая", иноэтничная шляхта, которая могла быть базой для регионализма, но не для национализма). Ну и т.д.
Впрочем, это уже детали. В целом я с Вами согласен. А к марксизму - да, есть некое предубеждение, есть, не буду скрывать ;-)
Еще раз спасибо за статью.
(Ответить) (Parent) (Thread)


pigbig
Link:(Link)
Time:2006-04-11 07:49 pm
Согласна - что логика формирования наций (точнее, представлений о нациях) не всегда совпадает с логикой формирования таких социальных групп, как классы (очень хорошо сформулиовано) - но рассматриваю "нации" (или национальное)как способ облечь некоторый "интерес" (интерес некоторой группы) в легитимную форму. Думаю, что это я таким образом пересказываю (или интерпретирую) Геллнера, который, кажется, очень любил петь моравские песни, но на нации смотрел очень "рационально". Просто ведь не всякая группа, имеющая "интерес", в конце концов становится нацией.

Спасибо за внимательное и доброжелательное чтение.
(Ответить) (Parent) (Thread)


franz_josef
Link:(Link)
Time:2006-04-12 07:39 am
Геллнер - да, это наше всё ;-)
Забавно, что на изданиях его книг в Чехии в большинстве случаев указано имя Arnošt, а не Ernest, чтобы подчеркнуть, что родом-то он местный, "нашенский".
(Ответить) (Parent) (Thread)


pigbig
Link:(Link)
Time:2006-04-14 09:21 pm
Знакомый процесс: номинация как присвоение. В начале 90-х (хотя началось раньше) в Беларуси много делалось работы по "возвращению значимых имен в нац. историю" (Шагал, безусловно, наиболее освоенная в этом смысле фигура) . Словарь биографический составлялся - не знаю, вышел ли - тех, кто родом отсюда и впоследствии стали значимыми фигурами других народов. Безусловно, это во всех постсоветских странах происходило. Edward Said об этом хорошо пишет в “Yeats and Decolonization" - что нац. движения должны переименовать и заново заселить какую-то территорию как "нашу", "изобоести" народ и его культурную традицию. А затем уж можно и политической автономии требовать...
(Ответить) (Parent) (Thread)


franz_josef
Link:(Link)
Time:2006-04-15 10:42 am
Обычное дело... Хорошо, когда ни эта тенденция, ни противоположная (условно назову ее "имперской") не воспринимается при анализе как "аномальная". Две стороны одной медали, в общем-то.
Это я к тому, что сейчас читаешь, бывало, какие-нибудь "аналитические" тексты по Центральной и Восточной Европе, и зло берет - либо обличения "проклятого империализма" (русского, немецкого, какого угодно еще) с позиций "весны народов", либо наоборот - имперский снобизм по отношению к "меньшим братьям" в духе "вы никто и звать вас никак, а идентичность вам зловредные поляки (к примеру) придумали". Очень сильно идеологизированы некоторые темы в истории, политологии и социологии. Это печально.
(Ответить) (Parent) (Thread)

[icon] О политической экономии "национального языка" в Беларуси - Социология в Беларуси — ЖЖ
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.