?

Log in

No account? Create an account

[icon] Отечественная философия о западной социологии - Социология в Беларуси — ЖЖ
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.

Tags:
Security:
Subject:Отечественная философия о западной социологии
Time:08:29 am

© Савеня А.Б., Рябков И.А. Социологические направления // Философия: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. 4-е изд., испр. и доп. - Мн.: НТЦ "АПИ", 1999. - 367 с. - С. 115-127.



Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
3. Современная западная философия и социология


Социологические направления

Современная западная социология тоже представляет собой весьма пестрый спектр школ и направлений. Наиболее влиятельные западные учения об обществе можно разделить на три большие группы.
Первая группа объединяет те социально-философские концепции, которые пытаются выявить всеобщие черты общественной жизни, сформулировать глобальные схемы исторического процесса. Эти наиболее абстрактные учения об обществе составляют современную западную философию истории.

115


Ко второй группе относятся собственно социологические теории. Они ориентированы на анализ тех реальностей, которые характерны прежде всего для современного западного обществ. Эти концепции получили название структурно-функционального анализа.
К третьей группе принадлежат многочисленные школы и направления, которые преследуют задачу описания и первичной классификации социальных явлений. Они изучают узкие и локальные участки общества с целью последующего улучшения их функционирования. Эти исследования составляют современную западную эмпирическую социологию.
В особую группу можно выделить социологические концепции, которые родились в ходе попыток осмыслить и истолковать социальные последствия научно-технического прогресса. В эту группу включаются прежде всего теории технического детерминизма, а также различного рода социально-критические модели развития общества (Франкфуртская школа в ФРГ и др.).

***

Философия истории затрагивает прежде всего проблемы исторического процесса. Важнейшее место среди них занимают такие вопросы, как соотношение человеческой истории и природы, смысл и направление истории, периодизация исторических эпох, специфика исторического процесса, свобода и необходимость в историческом творчестве.
Философия истории имеет свои давние традиции. Уже в античной историографии содержались определенные представления о прошлом и будущем человечества, хотя они и не сложились в цельную систему взглядов. В средневековой христианской философии истории (Августин и др.) считалось, что главной движущей силой выступает внеисторическое божественное провидение ("христианский провиденционализм"). Предполагалось, что в историческом процессе конкретные люди выступают только актерами драмы, автором которой является Бог.
В противовес подобной концепции, начиная с эпохи Возрождения (XV-XVII вв.), сформировалась светская философия истории. Значительный вклад в ее формирование внесли английские материалисты XVII в., но еще больше - итальянский философ XVII-XVIII вв. Дж. Вико, который выдвинул идею исторического круговорота.

116


Что касается самого термина "философия истории", то его впервые употребил французский философ, писатель и публицист XVIII в. Ф.М. Вольтер. Под философией истории он имел в виду универсальное историческое образование человеческой культуры.
Начиная с XVIII в. философия истории рассматривается как специальная дисциплина. Такой видит ее, в частности, немецкий философ-просветитель И.Г. Гердер. По мнению Гердера, философия истории изучает общие проблемы истории и призвана ответить на вопрос, существует ли положительные и неизменные законы развития человеческих обществ, а если да, то каковы эти законы?
Своеобразным итогом и вершиной философии истории была общественная теория Гегеля. Гегель представил историю как единый закономерный процесс. Каждая эпоха этого процесса, будучи своеобразной и неповторимой, представляет в то же время закономерную ступень в общем развитии человечества.
Как видно из вышесказанного, философия истории с XVII до первой половины XIX в. была по преимуществу общей теорией исторического развития. Анализируя общество, философы стремились сформулировать цель, движущие силы и смысл исторического процесса. Философия истории этого периода выдвинула и разработала ряд важных идей - теорию прогресса (Кондорсе), проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости и т.д.
Во второй половине XIX в. классическая философия истории испытала коренной перелом. К этому времени традиционная проблематика философии истории в значительной степени отходит от других общественных наук, а возникший в этот период позитивизм пытается представить историческое знание по аналогии с естествознанием и таким образом приблизить философию истории к эталону научности: позитивизм считал, что перспектива развития философии истории с ее отвлеченными проблемами - это замена ее позитивной наукой, социологией.
Хотя позитивизм и оказал значительное влияние на западное обществознание этого периода, тем не менее его планы в отношении философии истории не были осуществлены. Дело в том, что к концу XIX в. в западном обществознании начинает играть заметную роль философский иррационализм. Немецкие философы-иррационалисты В. Виндельбанд, Г. Риккерт и В. Дильтей резко

117


критиковали позитивизм с его ориентацией на научную рациональность. На почве иррационализма вырастает направление в обществознании, которое получило название "критической философии истории".
Представители этого направления считают, что история человеческого общества не есть движение к некоторой изначальной цели. Человеческая история есть некий иррациональный поток, который лишен структурного оформления, законосообразности. И главную роль в истории играет единичное, случайное, неповторимое. Поэтому бессмысленно, делают выводы сторонники критической философии истории, искать несуществующие общественные законы, с помощью которых можно было бы объяснить исторические факты.
На основе комплекса идей "критической философии истории" была выработана плюралистическая модель общественного развития, которая получила свое завершение в концепциях "локальных культур" и "множества цивилизаций". Она предполагает рассмотрение истории по аналогии со сменой биологических видов. Согласно этим концепциям, история общества - это скорее не единство, а разнообразие специфических видов культуры, которое в чем-то напоминает богатство форм органического мира. Всестороннее обоснование и развертывание этих теоретических положений осуществлено в работах немецкого философа и социолога О. Шпенглера (1880-1936) и английского историка А. Тойнби (1889-1975).
В своем основном труде "Закат Европы" О. Шпенглер рассматривает историю как некую дискретную совокупность культур. Он выделяет восемь культур, которые достигли своего наиболее полного развития: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя и русско-сибирскую культуру.
Каждая из этих культур, по Шпенглеру, характеризуется уникальностью и связана с соответствующим типом религиозного мировоззрения. В то же время каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На основе этого выделяются два главных этапа в развитии любой из культур: этап восхождения (собственно "культура") и этап ее нисхождения ("цивилизация").

118


Своим содержанием концепция всемирного исторического процесса О. Шпенглера была направлена против европоцентризма. В этой концепции схвачено то, что неправомерно превращать исторический путь Европы в универсальную схему развития человечества (это было характерно для традиционной философии истории). В то же время изображение всемирной истории как совокупности изолированных друг от друга культур неоправданно. Рассматривая каждую из культур как не связанную с другими, О. Шпенглер тем самым абсолютизирует различия между ними.
А. Тойнби в 12-томной работе "Исследование истории" продолжает традицию исследования всемирной истории на основе представления о самозамкнутости дискретных единиц, на которые распространяется история. И все же концепция Тойнби отличается от концепции Шпенглера в двух отношениях.
Во-первых, Тойнби признает за человеком его способность к свободному самоопределению, так как развитие истории носит естественный характер, будучи единством необходимости и свободы. Во-вторых, циклическая модель исторического процесса у Тойнби модифицируется признанием объединяющей роли мировых религий (буддизм, христианство, ислам), в которых он видит единственную опору сближения народов.
Тойнби полагает, что общественная жизнь как естественный процесс есть совокупность дискретных единиц социальной организации, которые он называет "цивилизациями". Цивилизации уподобляются биологическим видам, которые имеют свойственную только им среду обитания ("ареал"). Важное место в судьбе цивилизаций играют географические условия, которые создают неповторимый облик каждой цивилизации.
Цивилизация, по Тойнби, имеет свои основные фазы: возникновение и рост, надлом, упадок и разложение. Фазы возникновения и роста связаны с энергией "жизненного порыва", надлом, упадок и разложение характеризуются "истощением жизненных сил". Не всем цивилизациям суждено пройти весь путь от начала до конца. Некоторые из цивилизаций погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в своем развитии и застывают в монотонном прозябании.
В различных трудах Тойнби называет разное число цивилизаций, которые существовали в истории. В последних своих работах он говорит о восьми сохранившихся цивилизациях: индийской, китайской, япон-

119


ской, дальневосточной, арабской, византийско-ортодоксальной, русско-ортодоксальной и западной.
Оценивая современное состояние "цивилизации западного христианства", Тойнби делает вывод о наличии в ней симптомов кризиса. Однако он считает, что есть надежда избежать печального конца или по крайней мере отдалить его. Спасение людей может прийти от "единения в духе", когда будет сделан переход ко вселенской религии. Образование мировых религий, считает Тойнби, - высший продукт исторического развития. Он воплощает культурную преемственность и духовное единство. А это единство отвергает самодовлеющую замкнутость отдельных цивилизаций. Таким образом, в конечных выводах своего исследования Тойнби восстанавливает (хотя и в ослабленной форме) идею мировой религии.
Давая общую оценку концепции локальных цивилизаций, которая представлена О. Шпенглером и А. Тойнби, необходимо сказать, что стремление уловить качественные особенности различных культур и цивилизаций вполне правомерно. Действительно, в истории были относительно изолированные культуры и цивилизации, которые исчезли, не оставив заметного следа в истории. Тем не менее не они характеризуют процесс становления всемирной, внутренне связанной истории человечества. Концепция же локальных цивилизаций стремится ее расчленить. Тем самым под большое сомнение ставятся идеи преемственности общественного развития и социального прогресса. К тому же попытки обнаружить единство истории преимущественно в духовных, религиозных факторах, как это характерно для Тойнби, связаны с недооценкой факторов материального порядка.
Несмотря на большое влияние, которое оказала и оказывает философия истории на развитие социальной мысли, она тем не менее не является доминирующей линией в исследовании общества в странах Запада. Собственно социологическая мысль развивается в рамках других направлений - по линии эмпирической социологии, в частности.

***

Период становления западной эмпирической социологии приходится на 20-е годы текущего столетия. Она формируется

120


первоначально в США, а затем широко распространяется в других странах Запада. Возникновение эмпирической социологии означало поворот от умозрительных концепций, далеких от практики, в сторону потребностей организаций и управления отдельными областями общественной жизни. На смену социологу-теоретику, создателю обобщенных социологических построений, приходит социолог-эмпирик. Его интересы и кругозор ограничиваются строго определенными рамками узкой области социологии. Его задачи сводятся к выработке конкретных практических рекомендаций в той или иной области социальной действительности.
Становление эмпирической социологии означало также широкое использование специальных социологических методов исследования (наблюдение, интервью, анкетирование, изучение документов, социальный эксперимент, моделирование, статистическая обработка собранного материала, составление графиков и т.п.). Исследования, проводимые в рамках этого направления, считаются конкретными, потому что они касаются частностей, отдельных сторон и деталей общества.
В связи с такой ориентацией социологии встает вопрос о ее соотношении с философией. В силу своей специфики социология находится в тесной связи с философией в узком смысле. И если на более ранних этапах в западном обществознании эта связь признавалась сама собой разумеющейся, то представители эмпирической социологии менее всего склонны считать такую связь необходимой. Эмпирическая социология ориентируется на преодоление метафизического теоретизирования. Социологию изображают как "чистую" науку, не обремененную никакими ценностями и не отягощенную социальной позицией исследователя. Можно сказать, что с точки зрения своего методологического основания эмпирическая социология означает доведение до крайности принципов позитивизма в социологии.
Существенное изменение статуса социологии падает на 40-е годы. К этому периоду социологов начинают привлекать к исследованию правительственных учреждений и даже армии. Анализировались различные формы дезорганизации семьи, проблемы юношеской преступности, трудности в деле обеспечения жильем и т.д.

121


Эмпирическая социология с момента своего появления была ориентирована на то, чтобы исследовать отдельные отклонения от норм в поведении человека, отдельные ненормальности в функционировании общества, отдельные помехи на пути его развития. Эмпирические исследования могли дать только практические рекомендации, касающиеся исправления функционирования отдельных элементов общественной системы.
Послевоенный период стал периодом повсеместного распространения эмпирических исследований. Социологам поручают изучать социальные проблемы на государственных промышленных предприятиях, в городах, в сельской местности, исследовать эффективность деятельности государственного аппарата. По оценке западных специалистов, эмпирическая социология во многих странах становится ныне особой отраслью индустрии.
В рамках эмпирической социологии на Западе выделяют две основные ее ветви - академическую и прикладную. Академическая социология ориентируется на создание теории отдельных областей и является общественной жизнью (социология города, семьи, труда, деревни, молодежи и т.д.). Такие теории используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.
Прикладные исследования направлены на решение четко определенных практических задач. Главное в прикладных исследованиях - ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. Прикладные исследования - это исследования, выполняющиеся для заказчика (государственные учреждения, частные фирмы, федеральные органы власти и др.). Результаты эмпирических исследований - собственность заказчика, который волен поступать с ними так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению и внедрить в практику, разрешить или запретить публикацию и т.д.
Прикладная социология неоднородна. В ней выделяются два направления: социальная инженерия и клиническая социология. Социальная инженерия чаще всего использует маломасштабные дешевые опросы, проводит серии полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки тех или иных небольших сообществ (например, производственной бригады). Задача клинического социолога несколько иная. Он должен поставить диагноз того или иного явления, предложить

122


альтернативу его возможного развития, проконсультировать заинтересованных лиц и наметить "терапевтические" меры.
Когда, допустим, проводятся социологические исследования в какой-либо фирме, то задача социоинженера состоит в изучении дел на рынке сбыта и технологии производства, финансового положения фирмы, на основе чего даются рекомендации о перестройке ее управленческой структуры. Клинический же социолог, используя все эти данные, проводит психологический тренинг менеджеров с целью переориентации их сознания для выработки установки на достижение более высоких результатов в деятельности фирмы.
В плане методологическом важно выделить основные черты эмпирической социологии:
1. Отождествление научной социологии с эмпирическими исследованиями.
2. Рассмотрение изучаемых явлений вне их связи с законами развития общества. В рамках эмпирической социологии не ставятся вопросы о выявлении общих законов, на основе которых можно было бы дать объяснение причинам изучаемого явления. Если вопрос о законах и ставится, то задача эмпирических исследований видится лишь в нахождении регулярностей (типа "Если в обществе существует дефицит товаров, то с неизбежностью создается «черный рынок»").
3. Преувеличение роли психологии людей в социальных процессах. Эта черта эмпирической социологии особенно заметно проявляется в такой ее разновидности, как микросоциология, или социометрия.
В качестве объекта изучения микросоциология рассматривает различные социальные группы. В каждой из этих групп выделяют "макроструктуру" (местонахождение членов группы на работе, их местожительство и т.п.). Помимо макроструктуры социальная группа характеризуется наличием в ней "микроструктуры". Она создается непосредственно наблюдательными чувствами, которые индивид испытывает к остальным членам группы (симпатии или антипатии и т.п.).
Задача микросоциологии, по мнению ее сторонников, состоит в том, чтобы установить соответствие между микроструктурой и макроструктурой. Говоря по-иному, размещение людей на произ-

123


водстве, в жилом помещении, в учебном классе и т.д. должно быть таким, чтобы каждого человека окружали симпатичные ему люди. Эффективность деятельности группы, считают микросоциологии, будет тем выше, чем полнее соответствие между макро и микроструктурой.
Несмотря на некоторое преувеличение роли психологии в решении такого рода проблем, использование социометрии дает положительный эффект в психологических опытах. Применяется эта методика для выяснения психологической совместимости членов различных групп (экипажа космонавтов, например).
4. Увлечение математическими и статистическими методами. Роль этих методов в эмпирической социологии настолько преувеличена, что даже уровень научности исследований определяется степенью их применения. Однако во всяком деле нужна мера. В эмпирической социологии эта мера не всегда соблюдается.
5. Методологический плюрализм, значительно снижающий эффективность эмпирической социологии из-за отсутствия общепринятых научных стандартов в оценке получаемых результатов. Эта черта эмпирической социологии приводит к тому, что ее данные оказываются трудносопоставимыми.
Наличие у эмпирической социологии особенностей, неадекватных пониманию общества как определенной целостности, толкает западное обществознание к поиску новых методологических и теоретических средств и подходов для изучения социальных процессов. Ведущее место среди них занимает структурно-функциональный анализ.

***

Структурно-функциональный анализ - одно из распространенных направлений в современной западной социологии. Основная идея этого направления - анализ общества как единого целого, некой стабильной системы.
Основные идеи структурно-функционального подхода были завиты в культурантропологии и этнографии, а затем перенесены в область социологии. Непосредственными основоположника-

124


ми структурно-функционального анализа считаются английские социологи и антропологи Б.К. Малиновский и А.Р. Радклифф-Браун, которые развивали свои идеи не только в Англии, но и в США.
И все же главная заслуга в разработке идей структурно-функционального анализа как направления в социологии принадлежит американскому социологу Т. Парсонсу (1902-1979), благодаря работам которого ("Структура социального действия", 1937, "Социальная система", 1951, "Социальная система и эволюция теории действия", 1977 и др.) структурно-функциональный анализ утверждается как один из лидирующих подходов в западной социологии.
В отличие от эмпирической социологии структурно-функциональный анализ ориентирован на то, чтобы проанализировать общество в целом. Ключевыми понятиями при этом выступают "система", "структура" и "функция". Социальный мир рассматривается как система, которая имеет определенное строение, структуру. Система состоит из элементов или взаимосвязанных между собой частей. Правильно функционирующие части социальной системы поддерживают ее равновесие.
Считается, что по отношению к структуре можно оценить "нормальное" и "патологическое" состояние системы. Если система способна обеспечить распределение индивидов по структурным позициям так, чтобы их действия могли служить выполнению требований, необходимых для поддержания ее равновесия, тогда она работает "нормально". Если такой способности у системы нет или она утрачена, тогда система находится в состоянии патологии и дезинтеграции.
Сторонники структурно-функционального анализа считают, что нахождение системы в состоянии патологии и дезинтеграции свидетельствует о том, что индивиды в своих действиях отклоняются от общепризнанных норм и ценностей. В данном случае возникают дисфункции (или нарушения функций). К ним относятся так называемые "подрывные действия": преступность, алкоголизм и т.д. Подрывные действия (или "отклоняющееся поведение") способны нарушить равновесие системы.
Для исключения отклоняющегося поведения и устранения дисфункций в системе предусмотрены механизмы контроля. Таковыми выступают механизм социализации и механизм санкций.

125


Благодаря им участники взаимодействий побуждаются к тому, чтобы быть лояльными к господствующей системе норм и ценностей и противостоять отклонениям и другим напряжениям в системе. Речь идет о том, чтобы с помощью этих механизмов контроля приводить систему в прежнее состояние и поддерживать первоначальное равновесие.
Структурно-функциональный анализ представляет собой современную версию биологической модели общества. В XIX в. в западном обществознании, как известно, было популярно такое направление, как социал-дарвинизм. Последний, прибегая к биологическим аналогиям в объяснении общества, склонялся к ее филогенетической модели. В социал-дарвинизме законы развития биологического мира, особенно законы внутри- и межвидовой борьбы, открытые Ч. Дарвином, перенеслись на объяснение общества. В рамках структурно-функционального анализа используется модель общества как биологического организма. При этом делается акцент на "порядок", стабильность и равновесие.
Как же оценивать подход к изучению общества, который базируется на принципах структурно-функционального анализа, сформировавшегося в рамках западного обществознания? Однозначного ответа здесь быть не может. С одной стороны, структурно-функциональный анализ значим в том отношении, что выражает в специфической форме общее движение современной науки к системному изучению объектов. Важны его соображения о взаимозависимости функций, структур и социальных институтов в сложных социальных объектах.
С другой стороны, структурно-функциональный анализ с его акцентом на равновесие и стабильность упускает исследование фактов социальной напряженности и борьбы интересов в обществе. Неудивительно поэтому, что в среде современной западной социологии возникают направления, которые выступают в качестве своеобразных альтернатив структурно-функциональному анализу. К таким относится прежде всего конфликтная модель общества (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.). Представители этой модели исходят из того, что определяющим фактором социальной жизни является не интеграция и согласие, а, скорее, дезинтеграция и разногласие, которые возникают в результате борьбы за власть и преимущества между различными социальными группами.

126


Не оправдал структурно-функциональный метод и тех надежд, которые связывались с ним в плане построения общей теории общества и объединения многочисленных направлений эмпирической социологии. Абстрактный и труднодоступный характер теоретических построений структурно-функционального анализа не много мог предложить социологам, которые ведут конкретные исследования.
Сказанное не означает, что идеи структурно-функционального анализа утратили свое влияние. В периоды кризисных явлений в западной цивилизации идеи равновесного состояния общества действительно теряют интеллектуальный кредит, но в периоды стабильности социальной жизни интерес к структурно-функциональному анализу постоянно возрождается.

127

free counters
comments: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


kolik8
Link:(Link)
Time:2006-07-23 10:53 pm
наивно
(Ответить) (Thread)

von_andersch
Link:(Link)
Time:2006-07-24 03:08 am
учебное пособие
(Ответить) (Parent) (Thread)

[icon] Отечественная философия о западной социологии - Социология в Беларуси — ЖЖ
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.